FOODTECH:
ЕДА НАСТОЯЩЕГО
Агентство инноваций Москвы подготовило подборку высокотехнологичных решений и компаний в индустрии питания
Агентство инноваций Москвы подготовило подборку высокотехнологичных решений и компаний в индустрии питания
FOODTECH:
ЕДА НАСТОЯЩЕГО
ПОРТРЕТ МОСКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
7.3
года
Средний возраст
9
человек
Средняя численность сотрудников
70%
Доля стартапов, % от общего количества
124.3
млн руб.
Средняя выручка компании 2020
На рынке FoodTech выделяется три лидирующих сегмента, в которых суммарно работают более 70% технологических компаний Москвы. Наиболее распространенные направления: технологии для автоматизации ресторанного бизнеса, доставка еды и новые продукты питания. Рынок будет развиваться по четырем основным направлениям.
СТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
В МОСКВЕ
Автоматизация ресторанного бизнеса
Управление бизнес-процессами, в т.ч. излишками, системы оплаты и бронирования, роботы-баристы и т.п.

Доставка еды
Доставка продуктов из супермаркетов, конструкторов еды и рационов, блюд из ресторанов
Инновационные, продукты питания
Спортивное и здоровое питание, ингредиенты для пищевой промышленности, альтернативный белок и 3D печать продуктов
Обработка, упаковка, хранение
Умная и биоразлагаемая упаковка, технологии для увеличения срока годности, системы быстрой заморозки
Управление цепочкой поставок
Технологии для обеспечения прозрачности процессов, управление перевозками, предсказание объемов закупок
Персонализированное питание
Сервисы по разработке программ питания, основанные на анализе ДНК, микробиоты, образа жизни
29%
27%
22%
16%
4%
2%
актуальные решения
Появление новых технологий и изменение рыночных характеристик формируют системные сдвиги индустрии питания
СИСТЕМНЫЕ СДВИГИ
Новые ингредиенты и методы производства
3
Консолидация цепочки создания стоимости
2
Персонализация питания
1
Инвестиции в кадры
8
Инвестиции в технологии
7
Устойчивое развитие
6
Ориентация на потребителя
и создание дополнительной ценности
5
Консолидация отрасли и укрупнение основных игроков
4
Новый пользователь
Регулирование и макрохарактеристики
Питание как инструмент управления здоровьем и ведения здорового образа жизни

Рост запроса на прослеживаемость цепочек создания продуктов питания

Продукты по запросу

Рост спроса на персонализированное питание
Нормативные ограничения

Истощение природных ресурсов, климатические изменения

Появление новых регионов выращивания и производства продуктов питания

Рост населения и урбанизация
Биотехнологии
Цифровизация продуктов и процессов
Альтернативные протеины

Технологии переработки органических отходов в удобрения

Разработка новых сортов растений / животных

Биоэнергетика
Управление на основе больших данных

Цифровые технологии повышения урожайности

Биопринтинг еды

Роботизированное оборудование и беспилотники
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Нейротехнологии
Нейротехнологии
Чат бот
Большие данные
Большие данные
Компьютерное зрение
Компьютерное зрение
Машинное обучение
Машинное обучение
Робототехника
Робототехника
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект
Интернет вещей
Интернет вещей
Участники отрасли и лидеры рынка выделили 5 перспективных технологических направлений и трендов, которые будут востребованы в ближайшее время
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕНДЫ
Эксперименты с бизнес-моделями в сфере доставки еды
Персонализированное питание
Альтернативные источники белка
Подключенное сельское хозяйство
Умная упаковка

Рост конкуренции и повышение требований к скорости доставки и разнообразию выбора заставляют участников экспериментировать с бизнес-моделями. При этом потенциал роста рынка еще не исчерпан, что приводит к постоянному появлению новых игроков, в т.ч. приходу на рынок крупных компаний из смежных сфер, например, продовольственных ритейлеров и логистических компаний.

Эксперименты с бизнес-моделями в сфере доставки еды
1
Крупные e-commerce площадки выходят на рынок свежих продуктов питания и готовых блюд

Развитые логистические мощности позволяют крупным игрокам доставлять продукты категории «фреш» максимально быстро.
• Wildberries запустил доставку продуктов с рынка Фудсити
• Утконос развивает линейку готовой еды #Пойдупоем и собственную пекарню
• X5 купил сеть dark kitchen «Много лосося» в апр. 2021 г.
3
Развитие модели «темных кухонь»: франшизы для ресторанов и кулинарные коворкинги

Рост популярности dark kitchen стимулировал появление B2B-сервисов, позволяющих быстро открыть свою «темную кухню» или дополнительно монетизировать существующие мощности ресторанов. Они включают разработку меню, налаживание процессов, оснащение производства, доставку. Предоставляются пакетно.
Karma Kitchen (Лондон) – провайдер кухонных коворкингов привлек почти $350 млн в 2020 г. Аналогичный московский проект – Твое место. Позволяют небольшим предпринимателям открыть свою dark kitchen.
GlovoConcepts – новый B2B-проект создания бренда модной еды для ресторанов от крупнейший компании мульти-доставки. Рестораны покупают франшизу на бренд по модели dark kitchen и получают пакет услуг, в т.ч. доставку.
2
Мультизаказы: появление мегаагрегаторов доставок еды

Компании разрабатывают сервисы, которые позволяют потребителю заказывать продукты и готовые блюда одновременно из разных магазинов и ресторанов в одном заказе.
• В июне 2021 г. группа рос. инвесторов и литовский фонд вложили $1,5 млн в шведский стартап Vembla, собирающий товары из нескольких магазинов
• DoorDash презентовали данную опцию в авг. 2021 г.
4
Direct-to-Consumer (D2C) доставка

Рост запроса на персонализацию и внимание к этической позиции бренда повышает заинтересованность пользователей в покупках напрямую у компании. D2C-модель позволяет экономить на посредниках и агрегировать всю информацию о пользовательском поведении. Объем рынка FoodTech-стартапов с D2C-моделью в 2020 г. составил $84 млрд.
Крупнейшие производители продуктов питания либо открывают собственную D2C-доставку, например, Heinz, Pepsico, либо покупают стартапы, например, MARS и KIND, Dr. Oetkerи Flaschenpost, Nestle и Freshly, Mindful Chef.

Персонализированное питание – комплексное питание, включающее витамины и добавки, разработанное с учетом генетических особенностей, состояния здоровья и образа жизни человека. Это тренд, в котором усиливается пользовательский запрос, но нет достаточного количества стартапов и инвестиций.

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ
1
Развитие интегрированных платформенных решений

Комплексные решения, которые охватывали бы все этапы пользовательского пути: проведение анализов, мониторинг образа жизни, разработка и корректирование рекомендаций. В них будут активно применяться:
• IoT технологии для сбора и анализа данных
• Компьютерное зрение для быстрого распознавания принимаемой пищи
3
Интеграция в систему здравоохранения

Персонализированное питание, учитывающее особенности организма, играет большую роль в развитии превентивной медицины, основная цель которой - максимально долго поддерживать человека в здоровом состоянии, а не лечить заболевших.
2
Решения для производителей пищевой продукции, ритейлеров и ресторанного бизнеса

Спрос на персонализированные вкусы будет только расти. Для удержания пользователей крупным игрокам потребуется постоянно создавать новое, опираясь на большие данные о предпочтениях своих клиентов.
4
Создание максимально нишевых сервисов

Запрос пользователя на индивидуализацию предложения стимулирует развитие решений для узких групп потребителей – больных сахарным диабетом, онкобольных, недоношенных младенцев и т.д.

Развитие рынка альтернативных протеинов обусловлено ростом экологической и социальной осознанности как со стороны потребителей, так и государств. Рынок альтернативного белка вырастет в 7-15 раз к 2035 году. Динамика роста будет различаться для разных типов белка и зависеть от стоимости разработок и уровня доверия пользователей. Быстрее всего будет расти рынок ферментированного и растительного белка.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ БЕЛКА
Клеточный
(культивируемый из животных клеток)
Растительный
(соя, бобовые, водоросли)
Ферментированный
(с использованием грибов и плесени)
На основе молочной сыворотки
$3.5 млрд
$10.3 млрд
$152 млрд
$9.2 млрд
Ключевые типы альтернативного белка
8%
7.2%
38%
9%
2032
2023
2025
н.д.
Из насекомых
$271 млрд
11.2%
н.д.
Низкая
Высокая
Средняя
Средняя
Низкая
Объем рынка
GAGR 2020-2026 г.
Готовность покупать
Ценовой паритет
$290 млрд
составит рынок альтернативного белка к 2035 г.
в 3 раза
вырос объем инвестиций в альтернативный белок в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
Подключенное сельское хозяйство (сельское хозяйство 4.0) – новый этап цифровизации отрасли, который позволит удовлетворить возрастающую потребность в продуктах питания, с учетом требований устойчивого развития. Представляет собой связанную систему датчиков, беспилотного оборудования и ПО, которые оптимизируют процессы на каждом этапе. Совокупный эффект от внедрения технологий составляет $500 млрд к 2030 г.

ПОДКЛЮЧЕННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Точное
сельское хозяйство

Оптимизация внесения удобрений, полива и других сельскохозяйственных мероприятий на основе данных о текущем состоянии посевов и скота
2
Цифровое сельское хозяйство


Использование специального ПО для анализа данных о состоянии работы отдельных сельскохозяйственных этапов
3
Подключенное сельское хозяйство

Интеграция сбора и анализа данных на всех этапах сельскохозяйственной деятельности в единую систему управления, использующую, в том числе, предиктивные алгоритмы.
Эволюция подключенных систем в сельском хозяйстве
Экономический эффект использования подключенного сельского хозяйства r 2030 г. в мире
Умный мониторинг посевов

Отслеживает уровень увлажненности почвы, достаточность удобрений, состояние и прогноз погоды, вносит изменения при необходимости
$175 млрд
Беспилотные летательные аппараты

Дистанционный мониторинг больших площадей, своевременное внесение удобрений и пестицидов
$115 млрд
Умный мониторинг в животноводстве

Трекинг биологических, эмоциональных и поведенческих показателей животных. Раннее выявление заболеваний
$90 млрд
Автономная сельскохозяйственная техника

Сокращение человекоресурсов на управление техникой
$60 млрд
Автоматизация управления складом и оборудованием

Мониторинг энергоэффективности зданий, контроль за уровнем потерь во время сбора урожая, поддержание состояния складов посевного материала и удобрений
$60 млрд
1
Точное
сельское хозяйство

Оптимизация внесения удобрений, полива и других с/х мероприятий на основе данных о текущем состоянии посевов и скота

Наибольший интерес производителей вызывает возможность контролировать передвижение продукта и обеспечивать его безопасность с помощью новых технологий в создании упаковки. Это реализуется благодаря IoT-технологиям, платформам на основе ИИ и блокчейну.

УМНАЯ УПАКОВКА

1
Контроль передвижения
При производстве и доставке
2
Оптимизация цепочки
Включая предиктивное планирование и управление запасами
3
Устойчивость
Сокращение негативного влияния на окр. среду за счет повторного использования и работы с отходами
4
Гарантия подлинности
Как содержимого, так и продавца
5
Предотвращение кражи
6
Качество и срок годности
Мониторинг и поддержание нужной температуры, защита от влияния СО2 и т.д.
7
Коммуникация бренда с пользователем
Интерактивные инструкции, доп. инф-я о продукте в игровой форме.
8
Использование
Дополнительные функции, например, бутылка напоминает о приеме лекарств
9
Упрощение заказа и возврата товара